Минутка королев.
Как сообщают дятлы информационных агентств, в связи c мини-сериалом «Ход королевы» на Нетфликсе число юзеров, желающих сыграть в шахматы, выросло в пять раз.
...Что тут безусловно стоит отметить.
Во-первых, справка-малютка. «Ход королевы» (по-нашему, строго говоря, «ферзя», но грамотный перевод убил бы каламбур в названии. По-английски же «королева» не просторечие, а норма) - это история девушки-наркоманки, начавшей играть в шахматы посреди эпохи цисгендерных членомразей, в 1950-х, но упорно шедшей к своей цели — мировой короне — и к 1960-м триумфально победившей действующего советского мирового чемпиона в Москве. Конец справки-малютки.
Во-вторых, обращает на себя внимание историческая точность картины. Она равна нулю в нулевой степени, умноженной на нуль. Как я недавно упоминал на проекте выскооктановой мараховщины, реальные шахматы есть крайне мизогинная и оскорбительная игра: в ней вообще нет отдельного чемпионата для мужчин, «мужская» шахматная корона в действительности беспола — но между лучшей шахматисткой мира и матчем за эту корону стоит огромная толпа дяденек. С точки зрения, так сказать, «генетической попсы» всё объяснимо: мужской род есть экспериментальный материал эволюции и порождает упоротых гениев в таких количествах, что хватает даже на интеллектуальные игры. С точки зрения передовых идей — вывсёврёти, и в доказательство мы сейчас снимем сериал о том, как одна девочка стала главным джедаем, то есть чемпионом мира по этим вашим шахматам.
В-третьих, в последнюю очередь стоит ожидать, что ажиотаж, вызванный сериалом, «даст импульс очередному рывку равенства» и девушки пойдут на штурм старинной игры. Сериал HBO Чернобыль по этой логике должен был породить целое поколение физиков-ядерщиков, но всё ограничилось тем, что в Чернобыль началось нашествие инстаграмщиц обоего пола: они фоткались там в трусиках, с ниспадающим костюмом радиозащиты; в шпагате на крышах покинутых новостроек; в декольте на качелях на фоне колеса обозрения — но и только.
Наша эпоха есть эпоха моментально сгорающих хайпов: это три десятилетия назад «Парк Юрского периода» подстегнул вложения в палеонтологию, позволившие к нынешнему моменту в разы увеличить количество открытых видов мезозойской жизни. К тому моменту, когда девушка, впервые взявшая в нежную руку офицера или, простите, коня дойдёт до общих правил — шахматный шум уже сменится каким-нибудь челленджем, для реализации которого понадобятся только канистра, лубрикант, магнит и хомячок.